Агрессивная и недостоверная
реклама стала бичом отечественного фармацевтического
рынка
«Необходимо принять закон о рекламе медицинских
препаратов, который бы обязал рекламодателей предоставлять информацию о том, из
чего состоит данное лекарство», - в унисон прозвучало на недавней
пресс-конференции мнение членов Фармакопейного комитета РФ и Московской
медицинской академии.
Специалисты уже не скрывают современную тенденцию,
когда в борьбе за ставший тесным фармацевтический рынок нередко практикуются
методы недобросовестной конкуренции. В первую очередь это — агрессивная и
недостоверная реклама.
Дело в том, что в рекламе никогда не указывается
побочное действие препаратов. Между тем, например, как отметил председатель
Фармакопейного комитета Александр Арзамасцев, «ряд антибиотиков негативно влияет
на психику, а препараты, содержащие сахар, могут вызвать ухудшение здоровья у
людей, страдающих диабетом».
Корреспондент «Новых Известий» решила
повнимательнее изучить так надоевшие всем рекламные ролики, буклеты, постеры в
метро и прочие зазывные материалы.
Вот, например, в зубах навязшая
телевизионная реклама «Колдрекса»: шмыгающий носом, простуженный дядька под
зонтиком, вцепившийся в упаковку таблеток.И бодрый слоган за кадром: «Колдрекс:
семь бед - один ответ!»
Ответ по идее должны держать сами рекламные
креативщики. Потому что у «Колдрекса» много противопоказаний. Например, препарат
ни в коем случае не следует принимать одновременно с другими лекарствами,
содержащими парацетамол (ведь «Колдрекс» - это парацетамол и есть, только
названный красивее). Он противопоказан при заболеваниях крови, нарушениях
функции печени или почек, артериальной гипертонии, тиреотоксикозе и некоторых
других заболеваниях. Запрещен прием «Колдрекса» одновременно с некоторыми
другими лекарствами. Все эти противопоказания честно указаны во
вкладке-инструкции к препарату. Однако реклама о столь серьезных вещах лукаво
умалчивает.
Или возьмем телерекламу слабительного средства «Форлакс». Она
остроумно изображает человеческий кишечник в виде песочных часов, в узкой
перемычке которых напрочь застрял тугой комок. Чудо-средство немедленно
устраняет проблему: организм снова работает, как часы. И ни слова о том,
например, что, слабительное действие «Форлакса» наступает лишь через сутки-двое
после приема. А также о его побочных действиях: у принимающего снадобье может
просто-напросто разболеться живот и внезапно развиться диарея. Но и это не
главное. «Форлакс» противопоказан язвенникам, не пригоден при болях в животе
неясной этиологии, кишечной непроходимости. Препарат не рекомендуется
использовать в течение длительного времени,
Или взять, к примеру,
«Мезим», который, если верить сладкоголосой рекламе, «для желудка незаменим!»
При употреблении этих таблеток могут наблюдаться аллергические, в том числе и
желудочные, реакции. Он противопоказан страдающим панкреатитом.
Щедрая
реклама «Маалокса» тоже лукавит. В телевизионном ролике символично показаны и
жжение в желудке (костер), и боль в пищеварительном тракте (колючий кактус). Но!
Принимают препарат, как правило, многократно - он на то и рассчитан. А это
грозит развитием дефицита фосфора с организме. «Маалокс» противопоказан людям с
нарушением фунции почек.
Весьма впечатляет реклама препарата «Мотилиум».
Помните? У переевшего страдальца оказался «ленивый» желудок, не желающий
перегонять дальше застрявшую в нем снедь. Дядька страдает, и на помощь спешит
«Мотилиум». Однако у препарата весьма много противопоказаний. Их здесь
перечислять не буду: они занимают колонку в медицинском справочнике.
Или
вспомните рекламу «Имодиума»: интеллигентного вида мужчина жестоко страдает от
диареи и то и дело мчится вон то из зрительного зала в театре, переполошив
окружающих, то из своего служебного кабинета. И лишь приняв препарат, блаженно
улыбается. На самом деле и тут подвох. У лекарства много побочных действий.
Может случиться запор, вздутие и боли в животе, тошнота и рвота, а в отдельных
случаях даже кишечная непроходимость! Не исключены сухость во рту, сонливость,
головокружение и кожная сыпь. «Имодиум» противопоказан страдающим
колитом.
Ежедневно телезрителей навязчиво потчуют и рекламой
противовоспалительного средства «Фастумгель», который якобы «победит любую
боль». Но врачи (не в рекламе) предупреждают, что «продолжительное его
использование может вызвать возникновение симптомов повышенной
чувствительности». То есть больному станет еще хуже. Кроме того, гель запрещен
для применения при экземах и мокнущих дерматозах, инфицированных ссадинах и
ранах.
Еще один широко рекламируемый противоболевой препарат
-«Солпадеин». В ярком телевизионном ролике его символизирует туго натянутый лук,
который выпускает сразу две стрелы по символической болевой мишени. Выглядит
красиво и убедительно, но на самом деле «Солпадеин» может вызвать сердцебиение,
нарушение сна и даже (при длительном применении) гепатотоксическое действие. А
еще устойчивое привыкание, поскольку в его состав входит кодеин - опасный
наркотик. «Солпадеин» противопоказан людям с больными печенью или почками,
маленьким детям, аллергикам. Вышесказанное целиком относится и к Коделаку.
Воздержитесь давать его детям - не становитесь послушными жертвами теле -
наркобизнеса.
Часто мелькает на экране веселенькая реклама препарата со
смешным названием «Длянос» (так и пишется): из шкафа моментально исчезает целая
гора носовых платков, а за кадром слышится непрерывное «Ап-чхи!». Но эти
капельки для носа небезвредны: могут вызвать, помимо сухости и жжения в
носоглотке, тошноту и головную боль. «Длянос» противопоказан некоторым
категориям больных.
Почти моментальное устранение перхоти
«Низорал-шампунем» тоже чистой воды реклама. И пусть себе пышноволосые юноши и
девушки проповедуют с экрана чудо-средство. За кадром остаются возможные
негативные последствия его применения. Такие, как зуд и чувство жжения кожи
головы, повышение сухости или жирности волос, в некоторых случаях — изменение их
цвета и даже усиление выпадения.
- Немало случаев, — говорит Александр
Арзамасцев, - когда в рекламе содержатся ложные утверждения. Например, что
лекарства растительного происхождения абсолютно безвредны.
В
подтверждение слов г-на Арзамасцева я приведу в качестве примера рекламу
препарата «Ново-пассит». Так, ролик гласит: «Примите успокаивающее средство
«Ново-пассит», состоящее из комплекса экстрактов лекарственных трав, — и вы
снова бодры и жизнедеятельны». Но напрочь умалчивается о том, что «Ново-пассит»
может вызвать головокружение и вялость, чувство усталости и сонливость, вплоть
до снижения концентрации внимания. А помимо того, мышечную боль, судороги,
тошноту и рвоту, изжогу, диарею или запор.
- В последние годы на
фарм-рынке стали в огромных количествах появляться биологически активные добавки
(БАД), пастилки, бальзамы, - говорит менеджер по внешним связям Ассоциации
международных фармацевтических производителей (AIPM), профессиональный врач
Александр Быков. - Они часто преподносятся потребителю в качестве средств,
гарантирующих быстрый эффект и выздоровление, позволяющих даже отказаться от
традиционных лекарств.
По утверждению г-на Быкова, реклама этих продуктов
создает впечатление ненужности медицинских консультаций, а в некоторых случаях и
хирургических операций. Однако содержащиеся в ней утверждения о
фармакотерапевтических свойствах голословны и в большинстве случаев не
подтверждены никакими клиническими результатами.
Особое мнение у
специалистов сложилось в отношении биологически активных добавок. Например,
Александр Арзамасцев сообщил, что недавно была проведена проверка БАДов на
основе йохимбина - широко разрекламированного средства для повышения мужской
потенции. В результате выяснилось, что из 22 аналоговых добавок производства
различных фирм 12 не содержали никаких (!) биологических ингредиентов, а в
остальных активное вещество превышало норму.
Реклама всех без исключения
фармпрепаратов должна быть не только креативной, запоминающейся, яркой. Прежде
всего она должна быть правдивой, объективной, не вводящей в заблуждение
потребителей. И ответственность за «припудривание мозгов» населения целой страны
в области здоровья должна быть вынесена в отдельную статью ныне действующих
федеральных законов «О рекламе» и «О лекарственных средствах».
Дополнения к статье сделаны В.И.Ивановым | www.rwd.ru